Скрытая авто-аудиосистема

Хорошая аудиосистема (магнитола, CD-ченжер, акустика) уже давно стала такой же важной частью автомобиля как стекло-очистители и зеркала. Но, именно аудиосистема является приманкой для различных мелких негодяев, рыщущих по ночам как крысы в поисках наживы. К сожалению, ни одна охранная сигнализация не может спасти машину от разграбления, - чтобы разбить стекло и варварски вырвать магнитолу требуется несколько секунд. Поэтому, пока вы просыпаетесь и бежите к машине, - воров и след простыл.
Идеальный способ — держать ночью машину в гараже или на охраняемой стоянке, но, если вы житель центральной части большого города, то ваш гараж, наверняка, будет совсем не "в шаговой доступности", а стоимость места на стоянке будет слишком высока. Поэтому, оптимально, с точки зрения радиолюбителя, сделать аудиосистему незаметной для окружающих. Отсек для магнитолы должен быть нарочито пуст (можно даже сунуть в него вчерашнюю газету, так чтобы она торчала). Акустические системы должны быть задрапированы так, чтобы их внешняя отделка была в тон тканевой обивке кузова. Если большие тыловые динамики размещены в полке багажника и их невозможно сделать незаметными, то нужно предусмотреть чем их закрыть от посторонних глаз, пока машина находится на стоянке (например, — та же газета, или коврик, чистая тряпочка).
Теперь об аппаратуре. Высококачественного звука, сейчас, можно достигнуть только воспроизводя звук с CD-аудио. Устанавливать автомобильную аппаратуру, в которой есть CD-проигрыватель не стоит, - это будет "лакомый кусочек" для вора. Поэтому, лучше воспользоваться хорошим карманным CD-плейером, работающим, обычно, на наушники, и подать сигнал с его выхода на мощный УМЗЧ, расположенный в машине скрытно (например, в бардачке, в глубине отсека для магнитолы) или не имеющий "фирменного вида". Такой усилитель, сейчас, когда существуют микросхемы - УМЗЧ, можно сделать очень компактным, потратив на эту работу минимуму времени. Принципиальная схема УМЗЧ на четыре акустические системы (две тыловые и две фронтальные) показана на рисунке.

Усилитель выполнен на двух часто встречающихся в продаже микросхемах -TDA1554Q, включенных по схемам мостовых усилителей. Такой усилитель, при номинальном напряжении в борт-сети, обеспечит максимальную мощность около 20 Вт на канал. На микросхеме А1 выполнены фронтальные усилители, а на на микросхеме А2 — тыловые. На самом деле, нет разницы на какой фронтальные, а на какой тыловые, — все зависит от подключения акустических систем. Сигналы с телефонного выхода CD-плейера подаются на разъем Х1. При помощи подстроечных резисторов R1-R4 можно установить, на слух, оптимальный уровень звука для каждой из акустических систем. Это важно, так как, нужно учитывать и расположение акустических систем, их звуковое давление, а так же расположение в салоне самого важного слушателя - водителя. К тому же, фронтальные акустические системы, обычно, сильно отличаются от тыловых, как по габаритным размерам и способу установки, так и по акустическим и электрическим параметрам.
CD-плейер питается от автономного источника ограниченной емкости, поэтому, в автомашине желательно питать его от внешнего источника. Для этого в нем есть разъем для подключения внешнего источника (сетевого адаптера) напряжением 4,5V. В данном случае, роль сетевого адаптера выполняет стабилизатор на A3. 7805 выдает выходное напряжение 5V, а диоды VD3 и VD4 служат для его понижения до уровня 4.4-4.7V. Если для внешнего питания вашего CD-плейера требуется другое напряжение, его можно получить используя другой интегральный стабилизатор, например, КР142ЕН12, - тогда можно будет установить любое напряжение от 1,25V до 12V.
Усилитель постоянно подключен к борт-сети автомобиля. Его выключение производится переводом в дежурный режим при помощи тумблера S1. Индикатор включения — светодиод HL1.
Для подавления помех от электрооборудования автомобиля служит дроссель L1 и конденсаторы С1-С4. Питание на усилитель следует подавать по отдельным проводам, непосредственно от аккумулятора.
Резисторы R1-R4 типа СПЗ-4а, они установлены в отверстиях, просверленных в корпусе усилителя. Рукоятки на них не устанавливаются (резисторы служат подстрочными). В качестве корпуса используется корпус-радиатор от неисправного коммутатора зажигания автомобилей "Волга" или "УАЗ". В нем, на теплопроводной пасте установлены все микросхемы, включая A3. Установлены разъемы для подключения CD-плейера. Катушка L1 и конденсаторы С1 и С2 расположены непосредственно на поверхности этого корпуса. В корпусе просверлены отверстия непосредственно возле выводов микросхем А1 и А2 и выводы от этих конденсаторов, обутые в кембрики, через эти отверстия подпаяны прямо на выводы микросхем, — каждый к выводам своей микросхемы. А сами конденсаторы, хотя и находятся снаружи корпуса, - расположены они как можно ближе к А1 и А2.
При монтаже силовых усилителей нужно пользоваться проводом диаметром не менее 1 мм. Конденсаторы С1 и С2 - импортные аналоги К50-35, но более малогабаритные, они рассчитаны на максимальное напряжение 16V. Можно использовать и другие электролитические конденсаторы емкостью не ниже 3000 мкФ. Диоды можно заменить любыми аналогичными. Конденсаторы СЗ-С8 - импортные малогабаритные. На месте СЗ и С4 можно использовать конденсаторы емкостью от 0,1 мкФ, а конденсаторы С5-С8 можно заменить даже электролитическими, емкостью от 1 мкФ до 5 мкФ. Сопротивления резисторов R1-R3 могут быть от 68 до 200 От, но эти резисторы должны быть одинаковыми. Катушка И намотана на ферритовом кольце диаметром 20 мм. Она содержит 25 витков намоточного провода диаметром не менее 1 мм.

Семёнов Л

на главную | форум


Rodionyich ©



Hosted by uCoz